ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТИЯ ИЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ АНОЗОГНОЗИИ

Ассистент Хмелевский В.Н.

Красноярская государственная медицинская академия

 Алкоголь... Пьянство... Почему эта проблема с каждым годом волнует все большее число людей в разных странах мира? И не только врачей, стоящих на страже здоровья людей, и работников охраны общественного порядка, оберегающих честь, достоинство и неприкосновенность личности граждан. Эта проблема волнует людей самых разных профессий: и педагогов, и руководителей производства, и юристов, и домашних хозяек...

Она никого не оставляет равнодушным и каждый в силу своего понимания и личного опыта так или иначе формулирует свое отношение к употреблению спиртных напитков. Старая пословица гласит: «Сколько людей, столько мнений». Однако в отношении алкоголя все люди едины в одном мнении: пьянство - несомненно зло как для самого пьющего, так и для окружающих его людей. Но сходясь в конечной оценке пьянства, люди по-разному определяют свое отношение к алкоголю в целом. Одни, занимая радикальную позицию в этом вопросе, рассуждают так: раз употребление спиртных напитков приводит к пьянству и хроническому алкоголизму, необходимо ввести сухой закон, т.е. полный запрет на производство, продажу и употребление всех видов спиртных напитков. Другие полагают, что не все люди, употребляющие спиртные напитки, злоупотребляют ими и тем более не у всех развивается болезнь - хронический алкоголизм. Значит, необходимо не запрещение алкоголя вообще, а воспитание в человеке качеств и создание таких условий, при которых стало бы невозможным употребление злоупотребление алкоголем. При этом одна часть стоит на позициях ограничения потребления спиртных напитков, регулирования его путем соответствующих мер (например, введения нормированной продажи спиртных напитков по специальным талонам), другие же основой регулирования и безопасного в смысле развития пьянства и алкоголизма употребления спиртных напитков считают прежде всего воспитание у человека отрицательного отношения к алкоголю, состоянию опьянения.

Столь же противоречивое отношение к употреблению спиртных напитков и предлагаемым мерам борьбы с пьянством и алкоголизмом, по нашему мнению, объясняется двумя факторами. Во-первых, большинство людей еще недостаточно четко представляют себе, что же такое алкоголь? Какое действие он оказывает на организм, к каким последствиям и в каких случаях может привести употребление тех или иных доз спиртных напитков при разовом, единичном и систематическом их употреблении? Во-вторых, когда человек предлагает меры по предупреждению пьянства и алкоголизма, он, как правило, исходит из своего личного опыта и не учитывает опыт борьбы с пьянством алкоголизмом, накопленный обществом. Ибо в истории человеческого общества были и попытки введения сухого закона, подкрепляемые карательными мерами вплоть до смертной казни и различные ограничения, направленные на уменьшение потребления спиртных напитков. И, тем не менее, человечество не отказалось от употребления алкоголя. Более того, в большинстве стран мира растет производство и потребление спиртных напитков.

За последние 20 лет алкоголизация охватила самые различные группы и слои население, в том числе женщин и подростков, достигла интенсивности, представляющей реальную угрозу физическому и нравственному здоровью народа, его материальному и социальному благополучию. По масштабам своей распространенности и пагубности влияния на различные сферы жизнедеятельности людей (труд, культура и быт, досуг, здоровье и воспитание) пьянство и алкоголизм превратились в серьезный тормоз экономического и социального развития общества. И в основе угрожающе растущей проблемы находится человек с его отношением к алкоголю. Поэтому отсутствие критического отношения к своей зависимости от спиртного (алкогольная анозогнозия) является одной из сложных проблем в психотерапии алкоголизма.

Для психотерапевтической коррекции алкогольной анозогнозии мы исходили из положения Выготского Л.С. (1956 г.): чем деятельность более опосредована, тем она лучше осознается. Б.С. Братусь (1974 г.) практически всецело формирование и последующее усложнение алкогольной анозогнозии связывал с максимальной трафаретизацией ритуалов в алкогольных группах, с практическим отсутствием в них опосредованности (связи алкоголизма с другими формами деятельности). Нами был использован прием «культуры пития», состоящий из трех последовательных этапов.

I      этап - сбор анамнеза, осмотр больного, и, по необходимости, назначение медикаментозного лечения, с условием воздержания от употребления алкоголя в течение 5-7 дней.

II   этап - уточнение процедуры питья. В основном у большинства пациентов он стандартен. Это дает возможность в беседе уточнять детали поведения и расширять представления пациента об этом процессе, «задумываться», так как сам стереотип в словесном выражении звучит так: «Налил и выпил». Уточняющие вопросы этот процесс расширяют, что дает возможность как бы «оживить» воспоминания и проследить за вегето-висцеральными реакциями. Также данные вопросы дают понять пациенту, что это достаточно «большой» по объему процесс, с множеством различных как поведенческих, так и телесных ощущений. Мы как бы косвенно вырисовываем алкогольный стереотип. Часто, в процессе беседы пациенты сами признаются, что «не умеют пить», подразумевая под этим «отсутствие» контроля за данным стереотипом. Если же этого не происходит, то приходится говорить ему об этом, задевая этим его самолюбие.

III этап - обучение «правильному» или «культурному» употреблению алкоголя. На этом этапе пациент, употребляя алкоголь, должен проделать следующие действия.

Во-первых, тщательно понюхать алкоголь и попытаться различить все его «ароматы». Это необходимо делать неоднократно.

Во-вторых, небольшую порцию поместить в полость рта и определить вкусовые качества алкоголя и те ощущения, которые он вызывает. Для этого необходимо алкоголем «прополоскать» полость рта.

В-третьих, после того как алкоголь проглочен, описать ощущения «послевкусия», которые он вызывает в полости рта, пищевода, желудка, и какой запах от него остается.

Уже в процессе рассказа у пациентов наблюдается гримаса «отвращения» и сомато-вегетативные реакции, вплоть до рвоты (у особо впечатлительных). При данной беседе необходимо присутствие близких родственников. Вся процедура по времени занимает от 1,5 до 2 часов. После чего пациент уходит и пытается использовать данный метод. И если ему удается контролировать данный стереотип, то при этом обычно восстанавливается «ситуационный контроль» над количеством и качеством употребляемого напитка. Если же нет, то данные пациенты уже осознают, что они «больны» и нуждаются в лечении.

В работе данных встреч с «отчетом» об апробации, должно быть не менее 3-х и в дальнейшем в зависимости от желания пациента. При каждой встрече обсуждается, что получается и, что нет. В результате этого фиксируются постоянные негативные реакции на алкоголь.

Нами пролечено 18 мужчин в возрасте 28 - 37 лет со средним специальным и высшим образованием. У всех была II стадия алкоголизма в традиционном понимании (МКБ - X). Трое из них после первых сеансов от дальнейшего общения отказались. У 9 из них сформировалась установка на абсолютную трезвость (длительность воздержания к настоящему времени 6 месяцев), у 6 человек сформировалась установка на длительное лечение у психотерапевта.

В целом предложенный метод лечения может оказаться перспективным в двух направлениях:

1) восстановление ситуационного контроля;

2) формирование критического отношения к своей зависимости, что частично поможет снизить рост злоупотребления алкоголем.

 

 

Литература:

1.  Заиграев Г.Г. Образ жизни и алкогольное потребление. М.: Знание, 1991.

2.  Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье. М.: Медицина, 1986.

3.  Выготский Л.С. Том 6. 1996.

4.  Бектель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М, 1986.

5.     Братусь Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. М.,1974.